Мистика. Мистицизм.
Мистицизм. История, понятие.
Другое весомое, важное, направление XIV в. — мистицизм — не было таковой новинкой, как критицизм. Все типы мистицизма имели собственных предшественников в различные периоды средневековья. В XIV в. мистицизм снова стал ощутимым, потому что появился выражением наиболее насыщенной чувственной жизни, которую не удовлетворяли интеллектуальные изъяснения явлений, и еще стал выражением вырастающего индивидуализма, который не организовывали повальные формы религии и который выискивал отличительное отношение к Всевышнему.
Мистицизм (от др.-греч. — скрытый, тайный ) — философское и богословское учение, также специальный метод понимания и восприятия мира, базирующийся на впечатлениях, проницательности и иррационализме.
Религиозно-теологическая концепция, сообразно коей высочайший вид познания — данное интуитивное, конкретное усмотрение сокрытой, загадочной сути мироздания, естественных и социальным явлений. В данном толке мистицизм присущ всем религиям, так как они заявляют существование другого, необычного мира и созданий, обнаруживающих себя в непостижимых для человеческого разума удивительных вещи и знамениях. Очевидно, в любом точном случае мистицизм воспринимает специальную форму. В наиболее нешироком толке под мистицизм знают навык прямого личного общения с Божеством и совокуплением психотехнических способов, дозволяющих достигать экстатического чувства единства с ним. В утверждении способности конкретного, то есть не требующего практически никаких арбитров единения с Всевышним, и состоит сущность мистицизм, отсель и его гигантское историко-культурное значение. В результате Восстановлении, акцентировал внимание Н.И. Конрад, как рационализм, но и мистицизм являют из себя «только разные пути к одинаковому: к освобождению человеческого сознания от власти догмы, к выходу в сферу абсолютной духовной, следовательно, и творческой свободы, а это и и было нужно было для перемещения вперед человеческой идеи, публичной жизни, культуры, науки». Ясным случаем проявления антиклерикализма, свободомыслия и гуманизма был оккультный пантеизм Т. Мюнцера.
Но все фантастические теории имеют некоторые совместные черты. Все они склонны к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности;
Практика мистицизма подразумевает какую-нибудь систему психофизических процедур (дыхания и йога в инд. оккультных системах, "разумное делание" православных монахов), обыкновенно включающую гипнотическое концентрацию разума на обычнейших фигурах ("янтры" и "мандалы" в инд. обыкновения, крест у христиан), на простых словосочетаниях ("мантры" индуизма, "мольба Иисусова" в православии, молитв, восклицания в католицизме, возобновляемые тысячи разов подряд), на отд. словах и так далее
В нескорых системах мистицизма для этих "медитаций" рекомендованные рациональные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм).
Приёмы имеют все шансы быть наиболее различными - от неистовой танца дервишей до негромкого "умиления" христианских аскетов. Но в любом случае магия не имеет возможности ограничиться в отсутствии психотехники аскетизма (или же, как в неких обликах гностицизма и тантризма, и еще в сатанизме, в отсутствии аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, творящего посыла для эмоционального шока и транса).
Потому что магия подразумевает перемещение через неиспытанные психические состояния, "посвящаемому" ничего не остаётся, как слепо вверяться начальству "посвящённого", корый испытал всё на себе. Отсель значение наставников на подобии "гуру" в индуизме, "пира" в суфизме, "старика" в исихазме, "цаддика" в хасидизме.
Видя исторический аналог и прототип мистицизма можно усмотреть теснее в глубочайшей древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции меж человеком и миром духов или же богов, впрочем, мистицизм в своем толке встает только в тех случаях, как скоро религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а становление логики делает вероятным ответственное отступление от логики в мистицизм. Вследствие этого, самый яркий расцвет мистики случается в государствах с философской и закономерной культурой - в Индии, Китае, в некоторой степени в Греции (пифагореизм).
Последующие волны мистицизма, проходящие, обычно, поперёк государственных и вероисповедных рамок, замечают эры публичных упадков: крушение Рим. Империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец средневековья в XII-XIV вв. (каббала,суфизм, исихазм, Майстер Экхарт, Иоахим Флорскийи его последователи), развитие первого капитализма в 17-18 вв. (методистов, квиетистов,кружки янсенистов, квакеров, хасиды, пиетистов, хлысты).
Магия средневековья отыскала свое выражение для начала в сочинения Бернара Клервоского и Гуго Сен-Викторского. В Германии ситуация философии наступает христианство дамской магией Таулером, Рюйсбреком, Сузо, Хельфты, Гроте, Экхартом, «Германской теологией», Гансфортом, развивается в последствии Реформации Гаманном, Валентином Вейгелем Парацельсом, Эйтингером, Франкенбергом, Бёме, Якобом , Анджелом Силезским, Себастьяном Франком, а после этого вливается в единый поток германского идеализма и германской романтики.
К мистикам относится француженка Симона Вейль (1909 - 1943), основатель произведений - Attente de Dieu (Ожидание Бога)- вызвало великий энтузиазм.
При определённых исторических критериях, магия делалась формой неповиновения против церкви и общественной иерархии (такая, направленная роль мистики в мировоззрении плебейских сект времён Фермерской войны в Германии).
В прогрессивной буржуазии обществе в полуинтеллигентских кругах стали популярны эклектические и наукообразные системы в не конфессиональной мистике (теософия и антропософия), также практика приобретения "оккультного навыка" - от спиритических сеансов до радений хиппи.
Оккультные темы присущи почти всем течениям прогрессивной философии, обнаруживаясь, в том числе и в таковых чисто рационалистических, "сциентистских" инструкциях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде выражений Л-т Витгенштейна как семейство "апофатической" мистики, аналог "добропорядочному безмолвию" буддистов).